ilyachalov (ilyachalov) wrote,
ilyachalov
ilyachalov

Category:

Как решать задачи: понимание

Есть текст постановки задачи.

Прежде, чем начать работу по решению задачи, ее нужно понять, понять текст постановки задачи. При решении задачи есть два этапа: 1) понимание; 2) создание решения.

В школе и университете меня не научили решать незнакомые виды задач. Как там учат? Обычно сначала учитель показывает несколько определенных видов задач и объясняет, как их решать. После этого на экзаменах даются только те виды задач, которые были объяснены на уроках (лекциях). Закончив учебу, многие люди впадают в ступор, когда им попадаются задачи незнакомого вида. Люди не могут их решить, не знают, с чего начать. Со временем, конечно, это проходит, ведь на конкретном месте работы человек тоже решает задачи нескольких определенных видов. Изучив эти виды задач, можно спокойно работать.

Что такое «понимание»? На первый взгляд, вопрос кажется смешным. Разве может быть непонятно, что такое «понятно»? Мне нравится определение из википедии: «понимание — это операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений».

Как добиться понимания, что для этого нужно делать? Сегодня ещё пока не существует никакой идеальной инструкции, четкого и короткого пути к пониманию. Мозг человека изучен плохо, ему не получится дать команду «пойми!», человек — это не робот. Тогда что же делать, чтобы понять? Хоть не существует команды «пойми!», зато есть разнообразные приемы, которые постепенно подталкивают мозг к моменту «озарения», после чего и приходит понимание.

Что это за приемы, помогающие добиться понимания? Я напишу тут только о трех приемах, но, конечно, существуют и другие.

1) Повторение: читаем текст постановки задачи несколько раз. Как говорится, «повторенье — мать ученья». По мере продвижения решения к тексту постановки задачи необходимо возвращаться и возвращаться. Из-за того, что человек не является роботом, он при чтении постоянно непроизвольно отвлекается на разные вещи, упуская целые куски текста. При повторных прочтениях он отвлекается в разных местах, понимание от разных прочтений наслаивается друг на друга, постепенно закрывая «дыры» непонимания.

2) Детализация: если после неоднократного перечитывания текста постановки задачи понимание не приходит, разбиваем текст постановки задачи сначала на большие смысловые части и пытаемся эти части понять по отдельности. Если понимания не приходит, разбиваем каждую часть на более мелкие части и так далее. Часто человек не может понять текст постановки задачи целиком потому, что он не понимает только некоторые части этого целого: отдельные незнакомые, впервые встреченные, понятия и термины. Отдельные непонятные вещи следует выписать и изучить, найти информацию по ним. Когда будет достигнуто понимание отдельных понятий и терминов, можно вернуться к перечитыванию всего текста целиком.

3) Переписывание: если не сработали предыдущие два способа, закрываем текст постановки задачи и пытаемся переписать его своими словами, как бы объясняя задачу кому-то другому. При этом не следует стараться передать текст постановки задачи в точности. Наоборот, сначала пишем о том, что именно нам в задаче кажется главным, делаем свои пояснения, пометки и расшифровки. По ходу стоит записывать в виде вопросов то, что особенно непонятно.

На этом пока закончу. Возможно, когда-нибудь я продолжу эту тему постом о том, как, собственно, создавать решения задач.
Tags: Образование, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments