ilyachalov (ilyachalov) wrote,
ilyachalov
ilyachalov

Category:

Правильная постановка задачи это половина ее решения

Часто можно услышать: «правильная постановка задачи — это половина ее решения». И это действительно так, а во многих случаях — и больше половины.

При зарабатывании денег почти все понимают важность правильной формулировки задачи, технического задания. «Расплывчатая» (позволяющая разночтения и домыслы) постановка задачи с одной стороны повышает вероятность ошибки (а, следовательно, и вероятность потери денег, которые нужно будет потратить на исправление этой ошибки).

С другой стороны, «расплывчатая» постановка задачи дает возможность людям с резиновой совестью либо «сэкономить» на самой постановке задачи (сама правильная постановка задачи тоже может стоить солидных денег и временных затрат), переложив это на человека, нанятого только для решения задачи. Либо «расплывчатая» постановка задачи позволяет (теперь уже со стороны исполнителя) «сэкономить» материалы или время на выполнение задачи, положив разницу в свой карман.

Вообще, я заметил, что в учебниках, на экзаменах в вузы, на соревнованиях по решению задач часто очень плохая постановка задач: авторы задач позволяют себе расплывчатость в формулировках, опускают важные детали и так далее. Правильная (не оставляющая разночтений и не позволяющая домыслов) постановка задач есть только в начальной школе (там детей еще жалеют, делают «скидку на возраст») и еще немного изучается теоретически в вузе.

При обучении, кстати, «расплывчатая» постановка задач бывает полезной: в такой ситуации ученик вынужден для решения задачи «лопатить» дополнительную информацию, обдумывать сразу несколько возможных решений и тому подобное. Это приносит ученику пользу. Можно считать это особой тактикой обучения.

В вузах, кстати, до введения ЕГЭ «расплывчатая» постановка задач на вступительных экзаменах служила инструментом для зарабатывания денег: абитуриенты, прошедшие платные подготовительные курсы, легко решали задачи на экзаменах, потому что «расплывчатые» формулировки задач им разъяснили на подготовительных курсах. В результате абитуриенты, не прошедшие платные подготовительные курсы, чаще валились на вступительных экзаменах в вуз.

Люди, рассуждавшие логически, могли налететь на эти грабли. Ведь, по идее, рассуждая логически, абитуриент, закончивший школу с хорошими оценками, должен иметь достаточные знания для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз. На деле это было не так именно из-за различных «расплывчатых» формулировок в задачах.

То же самое происходило (не знаю, как сейчас, но раньше было так) на разнообразных межшкольных олимпиадах по различным школьным дисциплинам: чаще побеждали те участники, учителя которых были «ближе» к авторам задач (то есть ученики условных «центральных» школ имели нелегальное преимущество перед учениками условных «провинциальных» школ).
Tags: Образование, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments