ilyachalov (ilyachalov) wrote,
ilyachalov
ilyachalov

Category:

Наука и фундамент образования

Много лет возникают споры о том, как должно быть устроено образование. Но не все из спорящих хорошо представляют, как образование устроено сегодня. В этом посте я хочу коротко изложить своё представление.

Я нарисовал для иллюстрации своих представлений такую картинку:

Наука и образование

На производствах, в услугах, торговле и прочих бизнесах работают «практики». Многие из них не только работают, а еще и пишут узкоспециальные книги по своей области, в которой они практикуют. На рисунке практики и их знания в виде книг изображены в своем «облачке».

Ученые с помощью одного из приемов науки — обобщения — делают из сотен узкоспециальных книг в некой области знаний своеобразную «выжимку» («фундамент», он же — теоретические основы в некой области знаний). В результате этого из сотен книг получается всего несколько теоретических книжек-учебников. На рисунке этот процесс изображен большой стрелкой с пунктирными границами. Эта стрелка имеет широкое основание (множество практиков с сотнями узкоспециализированных книг) и она сужается к своему указующему концу. Это сужение символизирует получение из сотен практических книг несколько теоретических.

Естественно, эти учебники с теорией не могут быть полноценной заменой сотням узкоспециализированных книг практиков. Однако, учебники с теорией дают возможность одному учителю обучить целую группу (класс), состоящую из десятков учеников (один учитель по одному предмету обучает даже несколько групп, поэтому в итоге получаются даже сотни учеников). На рисунке процесс обучения показан большой стрелкой от фундамента к облачку с учениками. Стрелка имеет узкое основание (теоретических учебников требуется немного) и широкий указующий конец (много учеников).

Из этого рисунка можно догадаться, откуда взялись понятия «фундаментальная наука» (такая наука создает теоретический фундамент для обучения) и «фундаментальное образование» (такое образование строится по принципу «от теоретического фундамента к узкоспециальным практикам»).

Недостатки и достоинства этой системы

Про недостатки и достоинства можно развернуться на целую книгу, тут-то и идут все споры. Я не смогу полноценно раскрыть тему в этом маленьком посте, поэтому просто изложу пару мыслей для затравки.

Один из недостатков. Например, исходя из вышеизложенного, можно понять, почему каждого из выпускников вуза на производстве приходится обучать дополнительно — ведь в вузе он получил в основном только теорию и обзорные знания по конкретным практическим применениям.

Одно из достоинств. «Можно прочитать такую-то узкоспециальную книгу (пройти курс) и начать работать уже через полгода, а не тратить на высшее образование пять лет», — так говорят некоторые противники фундаментального образования. И это действительно так. Однако, вы можете потерять ту узкоспециализированную работу, ради которой вы учились полгода. Чтобы получить другую узкоспециализированную работу, вы потратите еще полгода. В то же время выпускника вуза сразу берут на другую работу и он дообучается уже в процессе работы.

Еще одно достоинство. Кроме этого, выпускнику вуза легче вести какой-то высокотехнологичный собственный бизнес (понятно, что для того, чтобы (условно) торговать помидорами на рынке, вуз заканчивать не обязательно). Почему? Бизнесмен рассуждает так: «Наберу специалистов, они всё сделают». Однако, на практике бизнесмену в большинстве случаев приходится и самому вникать в работу специалистов, а для этого хорошо бы иметь хотя бы теоретический фундамент в нескольких смежных областях знаний (это дает вуз), иначе придется самому штудировать учебники, то есть самостоятельно пытаться получить то, что дают в вузе.
Tags: Наука, Образование, Обсуждение, Рисунки, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments